Убить дракона. Тренерам по тхэквондо посвящается.

 

"Как говорили древние, самая великая победа человека – это победа над самим собой; самое большое достижение человека – это убить в себе дракона."
Из книги Анастасии Новых "Сэнсэй"

 

Соревнования - неотъемлемая часть спортивной жизни, а тхэквондо - прекрасный вид спорта, однако, не только. В 1955 году в Южной Корее тхэквондо задумывалось и создавалось как универсальное корейское боевое искусство, впитавшее в себя богатый опыт древних корейских единоборств. Талантливые мастера из девяти ведущих школ традиционных единоборств Южной Кореи объединились для создания тхэквондо. Древние приемы усовершенствовали, согласно современным научным расчетам биомеханики разработали новые, улучшили методику обучения, обосновали философию, которая позволяет воспитывать личность и, конечно, разработали правила соревнований. С тех пор соревнования по тхэквондо потихоньку завоёвывали мировое признание и с 2000 года были включены в программу летних Олимпийских Игр.

 

 

С одной стороны это дало огромный толчок к развитию тхэквондо как вида спорта во всем Мире. Олимпийский статус позволил включить тхэквондо в программу спортивных школ, финансировать проведение соревнований, командировок, тренировочных сборов. Однако с другой стороны все это поставило многих преподавателей тхэквондо в жесткие рамки, ведь спорт есть спорт, и соревнования - его неотъемлемая часть. А стало быть, преподаватели, а теперь уже тренеры, вынуждены постоянно работать на спортивный результат. А это преподавание тхэквондо в узких рамках спортивных правил. В итоге, многогранное тхэквондо превратилось в узкоспециализированный вид спорта, а занятия тхэквондо в постоянную погоню за результатом (призовыми местами). Такие тренировки, безусловно, воспитывают спортивное мастерство, силу воли, целеустремленность, уверенность в собственных силах, боевой дух. Соревнования помогают закрепить навыки, выявить сильные и слабые стороны в спортивной подготовке, определить сильнейших спортсменов. Все это конечно развивает мастерство спортивного тхэквондо, все это конечно развивает личность спортсменов. Но, к сожалению, из-за плотного графика соревнований создается существенный перекос в программе тренировок. Многие тренеры стали или очень мало уделять внимания нравственному воспитанию тхэквондистов или вообще упразднили этот вид подготовки. А это все чаще и чаще приводит к неприятностям и даже трагедиям в судьбах многих людей.
Ведь без должного нравственного воспитания, без правильно сформированных целей у спортсменов, увлеченных стремлением во что бы то ни стало победить, закрепляется спортивная нечистоплотность, а успехи в состязаниях порождают эгоцентризм, провоцируют тщеславие, манию величия. Конечно, весь этот пестрый букет нежелательных качеств начинает доминировать над личностью спортсмена, влияя на его поведение в жизни, в спортзале и за его пределами. И вот общество имеет дело с сильной, уверенной в себе личностью, имеющей большой боевой (пусть и спортивный) опыт, которая готова идти к поставленной цели по привычке на пролом, хитрить, обманывать, физически и психологически давить на оппонентов. Такой человек видит в людях, с которыми пересекаются его интересы лишь конкурентов и противников. С доминирующим качеством эгоцентризма человек едва ли считается с чужим мнением, и даже если не прав, сделает все, чтобы последнее слово осталось за ним.

 

 

Сколько видно примеров недостойного поведения спортсменов во время соревнований на выездах: склоки и ссоры, унижение слабых более сильными, грубые нарушения спортивного режима, употребление алкоголя. Не секрет, что даже бывали случаи, когда тренеры сборных команд привлекались к разбирательствам из-за воровства, совершаемого их подопечными в торговых центрах во время поездок на соревнования в другие страны. А сколько еще примеров недостойного поведения наших спортсменов дома и в учебных заведениях, в кругу друзей и незнакомых людей мы не видим…
Очень часто от тренера можно услышать: "Моё дело как тренера – подготовка спортсмена для участия в соревнованиях, моя ответственность в его спортивном результате. Пусть его воспитывают родители и школа". К слову, многие школьные учителя сегодня говорят то же самое. А родители очень часто перекладывают ответственность по морально-нравственному воспитанию на тренеров и учителей, ссылаясь на их специальное образования, сами же, когда совсем припечет, ограничиваются только наказанием за проступок. Вот вам и все воспитание. Безусловно, есть внимательные родители, которые серьезно относятся к воспитанию своих детей, есть учителя, занимающиеся не только образованием, но и воспитанием своих учеников и, конечно же, во многих областных федерациях есть тренеры, которые преподают не только, так называемую голую технику.
Такие тренеры понимают, что на своих занятиях они, по сути, дают человеку оружие, а значит, несут долю моральной ответственности за его использование. Стало быть, нужно не только совершенствовать спортивные навыки, воспитывать целеустремленность, развивать волевые и физические качества спортсмена, а в первую очередь, именно в первую очередь давать своим подопечным серьёзное морально-нравственное воспитание. Вот тут и нужно вспомнить, что тхэквондо - это не только спорт, а все-таки еще и боевое искусство, которое вмещает в себе философию жизни и главной целью преследует самосовершенствование.
Как правило, любой новичок приходит в зал тхэквондо научиться приёмам атаки и защиты, стать сильным, но не все хотят стать таковыми из благородных целей. Учить каждого пришедшего приемам тхэквондо без должного морального воспитания, значит умножать зло. Путь в тхэквондо, как и любой путь в жизни начинается с первого шага. В тхэквондо это изучение правил поведения во время тренировок, знакомство с установленным традиционным этикетом. Когда спортсмен начинает изучать базовые приемы, тренеру необходимо правильно сформировать цели занятий. Цель – победа других на соревнованиях (и в жизни) ведет к укреплению в человеке гордыни, эгоизма, мании величия. Цель – овладение мастерством в тхэквондо включает в себя многие цели, и наряду с остальными приводит к победам на соревнованиях в том числе. Однако нужно объяснить ученику, что цель "овладение мастерством" является лишь средством к овладению искусством защиты, и не является самой целью. Лишь в этом случае она не станет питать отрицательные качества личности, не превратит тхэквондиста в пёстрого позёра. Наряду с овладением мастерством тренер может сформировать перед учеником главную цель, которая заключается в стремлении постоянно совершенствоваться, улучшать положительные стороны своего характера и избавляться от негативных. Это относится как к физическим упражнениям, так и к поведению ученика, выборе своих мыслей, слов и поступков. Таким образом, формируется единственная универсальная цель – победить самого себя, которую в древней Корее называли "победой над своим Драконом". Путь к этой цели и делает из занимающегося, не только выдающегося спортсмена, но и человека с большой буквы.

 

 

Воспитание идет параллельно спортивной тренировке. Вот тренер показал группе новичков базовый прием, и тут же уточнил, что его использование разрешено исключительно с целью обороны себя или других людей или на соревнованиях. Ни в коем случае нельзя использовать приемы чтобы доказать свою силу, превосходство или получить какую-то выгоду.
Тренер подробно разъясняет, что использование приема в целях самообороны тоже должно быть дозированным. Прием нужно выполнить так, чтобы нападающий всего лишь остановился, прекратил попытки нападать, нельзя покалечить человека, пусть даже временно и агрессивного. Ведь нападение, это следствие проигрыша самому себе, человек потерял контроль, разозлился; но уже в ближайшее время, когда успокоится, остынет, он может оказаться для кого-то очень полезным. Кто знает, возможно, уже завтра, он поможет именно тому, на кого сейчас нападает. Другое дело, когда нападение совершается крайне агрессивно, нападающий находится под действием наркотических веществ, или является преступником, которому нечего терять. Хотя даже и в этом случае настоящий мастер всего лишь останавливает, обездвиживает нападающего, оставляя выбрать меру наказания правоохранительным органам.
Чем сильнее становится занимающийся, тем больше ему нужно объяснять, что тхэквондо – это не метод решать конфликтные ситуации. Очень хорошо об этом сказано в книге Анастасии Новых "Сенсей".
"Смысл боевого искусства абсолютно в другом, и эти приемы могут тебе никогда в жизни не пригодиться. И дай Бог, чтоб они не пригодились… Твоя задача научиться пони­мать причину и следствие, глубину и суть ситуации и разрешить ее миром…Ведь огрызаться и кулаками махать любой дурак может. Не нужно сразу поддаваться своим жи­вот­ным инстинктам. Гораздо важнее в любой ситу­ации оставаться человеком. Понять, почему и чем вызвана именно эта агрессия. И как правильно разрешить спор так, чтобы обрести нового друга, а не нажить себе врага..."
Во время тренировок очень часто можно слышать мотивирующие призывы со стороны тренера вроде: "давайте посмотрим, кто сильнее наносит удар" или, например "кто ниже садится в шпагат". Конечно, детям очень нравится соревноваться, и такой метод мотивации достаточно эффективен. Но без постоянного правильного разъяснения у одних развивается мания величия, у других желание победить основанное на зависти, у третьих комплекс неполноценности. Есть тренеры, которые объясняют, что участие в таких маленьких тренировочных соревнованиях показывает ученикам, на что они способны, а победа говорит о том, что победитель был старательнее остальных. От старания в работе над собой зависит и мастерство спортсмена. Нельзя стараться, чтобы стать лучше других, такое старание временное, основанное на зависти и мании величия. Зависть всегда вызывает ненависть. И то и другое ограничивает человека, сужает его сознание, забирает силы. К чему будет стремиться такой человек за пределами спортивного зала, когда не будет соперников? Или он их придумает? Старание должно быть основано на стремлении превзойти самого себя, сделать сегодня шпагат лучше, чем вчера, развить силу удара сильнее, чем до этого и т.д. Ведь все люди разные, у каждого свои сильные стороны и это нужно объяснять спортсменам. Такая мотивация приучает спортсмена расти над самим собой, не приводит к зависти и унынью. Тогда в повседневной жизни и учебе тхэквондист будет пользоваться тем же методом. Он не будет видеть в других конкурентов, не будет стремиться стать лучше всех, так как это лишь приводит к ссорам и одиночеству. Ведь тщеславный человек со временем лишается достойных друзей, его окружают одни льстецы, ищущие свою выгоду в общении с ним.
Когда человек научится сравнивать себя с самим собой вчерашним, будет стремиться стать не лучше всех, а лучше самого себя к нему потянутся другие люди. Он окружит себя верными друзьями, которые будут брать с него пример. И этому можно научить человека на тренировке: "давай посмотрим, кто сможет сделать удар, каждый раз сильнее предыдущего", "кто садится в шпагат ниже, чем в прошлый раз". В этом случае победителями могут оказаться все спортсмены, они получат демонстрацию быстрого результата: постарался – победил. Ощущение победы над трудностями, понимание, что справился с поставленной задачей - окрыляет, дает чувство чистой радости. Когда тренер обратит внимание спортсменов на то, что радость и удовольствие намного приятнее получать от таких побед, сравнит это с радостью от бескорыстной помощи другим людям - он покажет ученикам благородный путь настоящего Человека.

 

 

Поединок – основное упражнение, своеобразная вершина айсберга всей подготовки в единоборствах. Во время поединка спортсмен на практике совершенствует свои навыки атаки и защиты. Если расценивать спарринг партнера не как соперника, а как помощника, который своими действиями помогает отточить навыки тхэквондо, ударяя, показывает незащищённые места, защищаясь, показывает эффективность атак, то поединок опять же превратится в бой с самим собой. Спортсмен ясно увидит над чем ему еще предстоит поработать, какие приемы защиты ему помогают, какие атакующие действия поражают цель, что нужно изменить в тактической подготовке, на каком уровне он владеет самообладанием и т.д. Успешное выступление в таком поединке воспринимается обоими спортсменами как хороший результат, ведь каждый стремился и победил своё волнение, а быть может и неуверенность, каждый пробовал или провел успешные технические действия, каждый проверил уровень своей подготовки, а тренер помог определить дальнейшую работу над собой. В такой схватке не будет проигравших, не будет разочарований, злобы или страха. У спортсменов не возникает обид друг на друга, не возникает стремления к, пусть спортивной, но мести. Напротив приумножаются дружеские отношения, а это сплачивает команду в семью, увеличивает интерес к занятиям. Ведь если в группе царит дружба и взаимное уважение спортсмены всегда с радостью бегут на тренировку и в отличном настроении возвращаются домой, принося с собой не только заряд бодрости, но и желание сотрудничать. Такие спортсмены с удовольствием помогают родителям в домашних делах и старательно учат школьные уроки. Еще бы, ведь они тренируются побеждать свою лень.
Соревнования – неотъемлемая часть спорта, очень часто они являются самой целью тренировочного процесса. По результатам главных стартов спортсменам присваиваются спортивные разряды, оценивается тренерская работа, определяется уровень развития вида спорта в стране и регионах. От количества призеров и победителей в ответственных соревнованиях зависит тренерская категория, заработная плата, карьера. Отсюда распространенная мотивация для спортсменов: "покажи результат", "обязательно выиграй турнир", "стань чемпионом". Конечно, соревнования подразумевают соперничество и честь и хвала победителям. Но установка на "победа любой ценой", порождает много проблем. Куда лучше воспринимать соревнования, как закалку, тест на преодоление серьезных трудностей. Вместо "победить противника" ставить задачу "эффективно атаковать", "безукоризненно защищаться", "владеть своими эмоциями". Тогда, подобно стали помещенной в огонь, закаленные сражениями на соревнованиях тхэквондисты становятся еще совершеннее, а результат выступлений всегда выше! Такая мотивация похожа на мотивацию во время тренировочного поединка, когда спортсмен ставит цель победить самого себя. Так и во время соревнований спортсмен сосредотачивается на себе, на своих ощущениях. Его цели меняются согласно течению состязаний: проявить самообладания перед схваткой; настроиться на противостояние; грамотно использовать технико-тактическое мастерство тхэквондо; эффективно атаковать и защищаться; проявить стойкость во время сражения с сильным противником; проявить благородство во время сражения с противником, уступающем в подготовке; контролировать проявления страха или гнева. В случае победы не допустить высокомерия и заносчивости, искренне поблагодарить соперника, пожелать ему успехов в дальнейшем, восстановить силы, настроится на следующий бой. Выиграв турнир, не впадать в эйфорию, пожелать соперникам удачи в следующих стартах, поблагодарить судей и, конечно, тренера, провести анализ выступлений с точки зрения совершенствования своего мастерства. В случае проигрыша не допустить слабости в виде досады или злости, превратить спортивный проигрыш в победу над самим собой, проанализировав ошибки для возможности более эффективно работать в совершенствовании своего мастерства. При таком подходе, если тхэквондист искренне стремился достичь этих поставленных целей, превзойти самого себя, при любом исходе спортивного поединка он становится победителем, который при желании в будущем обязательно окажется чемпионом не только главных спортивных соревнований, но и победителем жизни. Ведь этот положительный опыт, полученный при таком подходе к занятиям своим любимым видом спорта и боевым искусством тхэквондо, спортсмен обязательно будет использовать в других сферах своей деятельности.

 

 

Одним их главных методов воспитания является личный пример. Тренер по тхэквондо уже сам по себе достойный человек, он не только досконально владеет навыками этого единоборства, но сочетает в себе педагога, психолога, методиста, массажиста, в частых случаях имеет судейскую категорию по данному виду спорта, в редких случаях даже обладает знаниями в медицине. Очень часто тренеры, как и учителя, являются вторыми родителями для своих спортсменов. Ученики уважают своих тренеров и всегда с большим желанием стремятся выполнить их установки. Если тренер поставит перед собой цель воспитать не только превосходного спортсмена, но, в первую очередь, настоящего Человека; и личным примером покажет ученикам преимущества взаимодействия с окружающими по чести и совести, при самообладании и доброжелательности сам будет уважать чувство достоинства каждого человека, мотивировать учеников к успеху в победе над самим собой - он внесет огромный вклад не только в развитие своего вида спорта, но и в созидание всего общества. А это является более чем достойным. Тогда и у нас тхэквондо станет не только видом спорта и методом самозащиты, но действительно философией жизни. С наших спортсменов начнут брать пример их знакомые и друзья, с наших тренеров – тренеры других видов спорта, учителя, родители спортсменов. Общество, потихоньку, но уверенно начнет сплачиваться ради дружбы, мира и созидания. И для этого нужно совсем немного, всего лишь научиться побеждать себя.

"Если один человек победил за жизнь много раз множество людей в сражениях, а другой победил за жизнь лишь себя, то второй обрёл победу большую, чем первый. Ведь гораздо важнее для человека победить самого себя, чем всех других людей."
Из книги "АллатРа"
 
P.S. Тот, кто победил других, но не победил самого себя, так и остался на всю жизнь рабом своих желаний, пагубных мыслей и малодушных поступков.
 
Статья написана и предоставлена для публикации методической комиссией центра развития тхэквондо "Новое поколение" (г. Киев)




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Комментариев 0